31.01.2025 14:16
Аналитика.
Просмотров всего: 3514; сегодня: 1.

Эпоха Онегина: как проводили вечера в деревне

Эпоха Онегина: как проводили вечера в деревне

В романе в стихах «Евгений Онегин» Александр Пушкин писал о буднях своего современника, молодого столичного дворянина, и фиксировал множество примет быта той эпохи. Литературный критик Виссарион Белинский даже назвал произведение «энциклопедией русской жизни». В этом материале разберемся, как дворяне проводили свои дни и вечера в загородных имениях.

Отличался ли досуг в городе и в усадьбе?

Да, и довольно сильно. В «Евгении Онегине» можно проследить разницу по расписаниям героя в Петербурге и в имении. В столице тот ежедневно вращался в светском обществе и был постоянно занят:

…В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

За один вечер франт объезжал несколько мест. До утра «везде поспеть немудрено» — и пообедать с друзьями, и потанцевать на балу, и посмотреть часть спектакля, и сыграть карточную партию. Самым насыщенным было дворянское расписание в Москве и в Петербурге, в других же городах, даже крупных, такого количества мероприятий в один день не набиралось. Однако и там проходили балы, музыкальные встречи и спектакли.

Вечера в загородных имениях выглядели иначе. Танцы и официальные приемы там устраивали по большим праздникам — к именинам членов семьи, на Рождество и Пасху. В остальное время дворяне ездили друг к другу в гости, общались или искали для себя какое-то занятие.

Будни в деревне

В имениях по будням ложились спать с наступлением темноты, около восьми-девяти часов. Званые вечера заканчивались раньше, чем в городе, а до утра празднования затягивались и вовсе редко — обычно по торжественным случаям.

Самым простым способом провести время была поездка или прогулка в гости к соседям. Дворяне вместе обедали или ужинали, беседовали за столом, за чаем или в гостиной. Мужчины предпочитали игры — карточные или настольные.

Если в усадьбе были музыкальные инструменты, хозяева и гости играли и пели. Особая программа предполагалась в музыкальные вечера, а без нее просто исполняли те мелодии и песни, которые раньше разучивали дома.

Потом приносят и гитару:

И запищит она (бог мой!):

Приди в чертог ко мне златой!..

Молодежь на вечерах заполняла традиционные для XIX века альбомы — небольшие записные книги для заметок, рисунков и стихов. На их страницах и флиртовали, и обсуждали новости, и пробовали себя в творчестве.

Если гости на обед не приезжали, обитатели усадьбы могли после еды вздремнуть. Исследовательница бытового уклада Марина Короткова отмечала: «В послеобеденное время по старинной русской привычке наступало «сонное царство». Господа спали в доме, дворовые — прямо на улице. Те, кто не хотел спать, тихо читали или шли в парк». Проснувшись к сумеркам, пили чай, играли в бильярд, карты или шахматы. По вечерам писали знакомым, читали или занимались хозяйством: работали с управляющим, проверяли счета или анализировали расходные книги.  

В компании соседей

Одним из главных развлечений за городом были гости. Во многих случаях они приезжали сами, не дожидаясь приглашения. Система напоминала обязательные в городах визиты — так называли короткие, обычно однодневные, поездки к нужным людям. В гости за городом могли приехать всей семьей, а визиты обычно совершали в одиночку или парой. Отличалась и степень формальности. У визитов имелись особые правила: например, следовало сперва передать карточку с именем (так и появились визитки). Хозяева могли отказаться от встречи и вернуть карточку гостю. Еще у визитов были поводы: ездили в поисках выгодной партии, по деловым нуждам или — по этикету — после общения на балу или званом вечере, причем не позже нескольких дней после мероприятия.

Поездка в гости в деревне была менее формальной: соседи могли заглянуть просто по случаю. Знакомые из отдаленных поместий или из города приезжали на несколько дней или даже недель и селились в усадьбе — почти на положении членов семьи. Дружба была важной частью дворянского уклада, а вместе с ней — и визиты без повода, и поездки друг к другу в разные губернии.

Гости не особо нарушали семейный уклад и распорядок дня. До обеда все занимались личными или семейными делами. А вот прием пищи длился уже несколько часов, с застольными беседами и несколькими переменами блюд — от холодных закусок до десертов. В книге «Путешествие в историю русского быта» Марина Короткова указывала, что обед нередко завершали около шести вечера. Александр Пушкин упоминал в «Онегине» длинные обсуждения:

Варенье, вечный разговор

Про дождь, про лен, про скотный двор.

Полноценный ужин подавали по особым случаям. В будни, даже если приехали гости, могли накрыть только вечерний чай:

Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал…

Дворяне любили чай, пили дорогие китайские сорта разных видов — черные и зеленые. В имении разливать его могла сама хозяйка дома. К напитку подавали простые сладости — варенье, обычно домашнее, сливки, выпечку.

Вечерние хобби дворян

После еды и общения наступало время развлечений. Универсальным досугом в усадьбах пушкинской эпохи были настольные игры. В них играли люди разных возрастов, причем не только дворяне, но и старшие по званию слуги. Партийку могли провести вдвоем, в компании или в некоторых случаях даже в одиночку.

Если в городах многие дворяне увлекались азартными карточными играми на деньги, тратили крупные суммы и даже теряли имущество, то в усадьбах за карты брались, чтобы провести время. В деревенских главах «Евгения Онегина» появлялись достаточно безобидные и неаристократические игры, например дурак:

И старый барин здесь живал;

Со мной, бывало, в воскресенье,

Здесь под окном, надев очки,

Играть изволил в дурачки.

Старый барин, покойный дядя Онегина, перекидывался с ключницей Анисьей в карточную игру, которую любили крестьяне. Она появилась в России в XVIII веке. В таких играх редко ставили деньги. Высший свет предпочитал более сложные — пасьянс, покер, вист, который Пушкин упоминал в петербургской части романа:

Так точно равнодушный гость

На вист вечерний приезжает…

В вист обычно играли вчетвером, хотя существовали варианты для команд от двух до шести участников. Игра возникла в XVIII столетии, как и дурак, и напоминала преферанс. Правила виста требовали разработать стратегию и тактику, помнить свои и чужие ходы, этот вид досуга требовал больше усилий и сосредоточенности, чем дурак.

Часто в загородных домах играли в шахматы, их любил и сам Пушкин. Он хранил специальные издания 1820-х годов — «Анализ шахматной игры» Франсуа-Андре Филидора и «Шахматную игру, приведенную в систематический порядок, с присовокуплением игр Филидора и примечаний на оныя, изданную Александром Петровым». В романе за шахматами встречались влюбленные Владимир Ленский и Ольга Ларина:

Уединясь от всех далёко,

Они над шахматной доской,

На стол облокотясь, порой

Сидят, задумавшись глубоко,

И Ленский пешкою ладью

Берет в рассеянье свою.

Сам Пушкин так проводил время с женой Натальей Гончаровой. Сохранилось его письмо к ней: «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе; докажу после». Екатерина Синицына (Смирнова), знакомая поэта, вспоминала, что Пушкин относился к игре очень серьезно: «Он обыкновенно или отправлялся к соседним помещикам, или, если оставался дома, играл с Павлом Ивановичем [Вульфом, дядей своего приятеля] в шахматы. Павла Ивановича он за это время сам и выучил играть в шахматы, раньше он не умел, но только очень скоро тот стал его обыгрывать. Александр Сергеевич сильно горячился при этом. Однажды он даже вскочил на стул и закричал: «Ну разве можно так обыгрывать учителя? <…> Никогда не буду играть с вами… это ни на что не похоже…» — загорячится обыкновенно при этом Пушкин».

Еще одной популярной игрой был бильярд. Его в России знали с тех времен, когда Петр I вернулся из Великого посольства — зарубежной дипломатической поездки 1697–1698 годов, и привез с собой специальный стол. Вскоре вышел указ, который обязал дворян освоить новое развлечение. Бильярдные столы стали приобретать в гостиницы, трактиры и частные дома. В пушкинскую эпоху игру считали занятием для элиты. Главным бильярдным местом Петербурга был закрытый Английский клуб, сообщество аристократов. А зеленый стол в усадьбе отмечал, что состоятельный владелец относится к высшим кругам и устраивает свой загородный быт близко к блестящему столичному.

В бильярд, как и сейчас, играли в основном вдвоем. Онегин же проводил партии в одиночку:

…Дома целый день,

Один, в расчеты погруженный,

Тупым кием вооруженный,

Он на бильярде в два шара

Играет с самого утра.

В романе это замечание скорее характеризует героя: ему не с кем провести партию, в имении нет людей высшего света. В бильярд соло играл и сам Пушкин — в том числе в ссылках, где он не мог видеться с друзьями. В описи имущества, составленной в имении Михайловском в 1838 году, после смерти поэта, значился «биллиарт корельчистой березы старой с четырьмя шарами». В наши дни в музее в Михайловском хранятся кий и шары, которыми играл писатель.

Автор: Тата Боева. Портал «Культура.РФ»

Изображение (фото): из открытых источников


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11055 публикаций
Сайт: www.culture.ru/materials/258041/epokha-onegina-kak-provodili-vechera-v-derevne
Поделиться:

Интересно:

Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников...
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
16.05.2025 13:11 Новости
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
Показы кинотеатральной военной реконструкции «Победа! Знамя над Рейхстагом!» в кинопарке «Москино» проходили с 1 по 11 мая. Их посетили около семи тысяч человек. Для грандиозной постановки была построена уменьшенная копия Рейхстага. По обеим сторонам от главного входа установили экраны, на которых транслировали кадры хроники и специально снятые игровые фрагменты. Плохая погода не помешала зрителям прийти на показы — все дни трибуны были максимально заполнены. На протяжении восьми дней гости наблюдали за профессиональной игрой артистов Сергея Маховикова, Алексея Колгана, Ивана Замотаева, Сергея Селина, Алексея Кравченко, Виктора Добронравова и других. Поэт Влад Маленко, исполняя в постановке роль корреспондента, прочитал свою поэму «Знамя Победы». Полуторачасовое представление с использованием раритетной военной техники стало вторым подобным проектом режиссера Игоря Угольникова. «Идея...
День основания Общества Красного Креста в России
15.05.2025 10:08 Аналитика
День основания Общества Красного Креста в России
«Per humanitatem ad pacem» (Через гуманизм к миру)  3 (15) мая 1867 г. после ратификации Женевской Конвенции (10 мая 1867 г.) император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах под покровительством своей жены — императрицы Марии Александровны. В 1879 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), его целью было предотвращение и облегчение человеческих страданий в мирное и военное время. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. В 1868 г. по инициативе РОКК в Петербурге прошла Международная конференция, принявшая Декларацию, запрещавшую использование в боевых действиях разрывных пуль. При деятельном участии России созывались конференции в Брюсселе (1874) и Гааге (1899), подготовившие Конвенцию...
В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...