14.11.2023 09:31
Новости.
Просмотров всего: 2802; сегодня: 7.

Первые театры на Руси

Первые театры на Руси

Элементы театрального действа на Руси встречались еще в древних языческих обрядах, например, в трудовых или свадебных. Позже разнообразными представлениями народ развлекали скоморохи: выступали на ярмарках, переходили от селения к селению. Темы для сценок они черпали из народной жизни. Иногда знать оставляла полюбившихся лицедеев при себе, и они становились придворными шутами. Держали при дворе шутов правители, а также князья и бояре.

У живших в России выходцев из стран Европы в XVII веке были популярны домашние театры. Такие представления посещали и сами москвичи, так что состоятельные горожане были знакомы с театральным искусством. Профессиональный театр стал формироваться при дворе царя Алексея Михайловича. Первый спектакль организовал боярин Артамон Матвеев 17 октября 1672 года, его показали царю и знати. Как режиссер постановкой руководил лютеранский пастор Иоганн Готфрид Грегори. Для спектакля в царской резиденции в селе Преображенском под Москвой построили здание, оснащенное специальным инвентарем. Его назвали «Комедийной хороминой»: это было деревянное строение, вокруг которого стоял тын с воротами. На полах лежали ковры, зрители сидели на скамейках, а для царя и семьи отвели особые места.

Первый спектакль назывался «Артаксерксово действо». В основу пьесы лег библейский сюжет, но она в целом носила светский характер. В постановке участвовали около 60 человек, главные роли исполнили иностранные профессиональные актеры, остальные — служилые иноземцы и их дети. Само действо длилось почти целый день и включало в себя театральное представление, хореографические номера, игру на музыкальных инструментах. Костюмы для актеров сшили из дорогих тканей, сцену осветили множеством свечей.

В дальнейшем спектакли в «Комедийной хоромине» давали регулярно. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году представления прекратились, однако многие знатные особы продолжали ставить спектакли в собственных домах.

Вновь интерес к театральному искусству на государственном уровне возник во время царствования Петра I. Государь бывал на представлениях, когда путешествовал по Европе, и считал развитие театра важным делом. Так, в 1702 году начал работу первый государственный публичный театр. Актеры прибыли из-за рубежа — это была странствующая немецкая труппа, которой руководил Иоганн Кунст. Место для нового здания театра определили на Красной площади, а открыли его зимой 1702 года. Здесь шли пьесы о военных победах России и представления на исторические сюжеты. Кунст не только руководил труппой, но и обучал театральному искусству детей. Театр действовал до 1706 года, после чего актеры покинули Россию.

До середины XVIII века в России развивались любительские и придворные театры. При дворе постоянно гостили иностранные артисты, которые развлекали знать.

Первый национальный постоянно действующий театр появился при императрице Елизавете Петровне в 1756 году в Санкт-Петербурге. Он был публичным, представления могли за плату посетить все желающие. Иногда актеры давали бесплатные спектакли для придворных. Руководил государственным театром поэт и драматург Александр Сумароков. Представления пользовались большой популярностью, все билеты на них быстро раскупали. 

Текст: Маргарита Ковынева. Портал «Культура.РФ».

Изображение из открытых источников.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Матвеев Артамон Сергеевич, русский государственный деятель, дипломат, руководитель русского правительства в конце царствования Алексея Михайловича, один из первых «западников»;
  • Романов (Тишайший) Алексей I Михайлович, второй русский царь из династии Романовых 1645 - 1676 годы, сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии;
  • Романов Пётр I Алексеевич, последний русский царь и первый император Всероссийский, развернувший масштабные реформы и расширивший территории российского государства;
  • Романова Елизавета I (Елисавета) Петровна, императрица и самодержица Всероссийская, дочь Петра I и Екатерины I, правление отмечено воссозданием Правительствующего сената, учреждением Московского университета и первого банка Российской империи.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8253 публикации
Сайт: www.culture.ru/s/vopros/pervyi-teatr/
Поделиться:

Интересно:

Писательская рота Московского народного ополчения
09.10.2024 15:33 Аналитика
Писательская рота Московского народного ополчения
Это уникальное, не предусмотренное никакими уставами, воинское подразделение было сформировано в самом начале Великой Отечественной войны из профессиональных литераторов, членов Союза советских писателей. Во время всех войн «во стане русских воинов» всегда находились литераторы, запечатлевшие их...
Кавказ в творчестве Пушкина
09.10.2024 15:08 Интервью, мнения
Кавказ в творчестве Пушкина
Пушкин и Кавказ – это особая тема, которая волнует не только исследователей творчества Пушкина, но исследователей истории Кавказа, истории взаимоотношений России и Кавказа в XIX веке. Период Кавказской войны имел судьбоносное значение как для Кавказа, так и для самой России: возникают новые и...
На запад уходило ополчение — Потомственная гвардия Москвы....
09.10.2024 09:36 Мероприятия
На запад уходило ополчение — Потомственная гвардия Москвы
11 октября, в День памяти Московского народного ополчения 1941 года, Наро-Фоминский историко-краеведческий музей проведет урок мужества «На запад уходило ополчение — Потомственная гвардия Москвы....» В ходе урока мужества гости познакомятся с историей Московского народного ополчения.  В...
Новым географическим объектам Заполярья присвоят имена
08.10.2024 17:56 Новости
Новым географическим объектам Заполярья присвоят имена
Более 70 безымянным географическим объектам в Мурманской области, которые вовлечены в развитие туризма, промышленных кластеров и особо охраняемых природных территорий, намерены присвоить имена. Об этом сообщила начальник штаба экспедиции "Чистая Арктика - Восток - 77" Оксана Толстых по итогам...
Подвиг святой княгини Ольги и историческая судьба России
08.10.2024 15:55 Аналитика
Подвиг святой княгини Ольги и историческая судьба России
Святая Ольга – равноапостольная благоверная княгиня. Равноапостольная, потому что проповедовала Христа в пределах России. Проповедовала не только своим примером крещения, которому, конечно, последовали многие, как было принято следовать за своим князем, княгиней. Народная память долго хранила и...